anchoret: (Default)
[personal profile] anchoret
Попытка ответить на вопрос "Как это - верить?". Очень много априорных тезисов, для бесстрастного или критически настроенного ума это неусвояемая пища, как мне кажется. Я бы предпочёл более простой вариант ответа, проведя аналогию с вопросом "Как это - любить?". Соответственно, человек, который ещё не встретил того, кого он мог бы полюбить, или в котором нет способности или потребности любить в этой аналогии будет подобен атеисту. Тоже не бесспорная и несовершенная попытка ответа, но она выводит обсуждение вопроса из рациональной сферы, а все рациональные попытки осмысления веры, боюсь, бесперспективны. Опять же, если только Вы заранее не согласны с тем, что Вам сейчас начнёт говорить бородатый мужчина в длинной черной одежде.

Date: 2011-11-09 03:37 pm (UTC)
From: [identity profile] greenbat.livejournal.com
Без всякого желания сказать комплимент, просто констатация факта - вы первый бородатый мужчина в длинной черной одежде, слова которого не вызывают желания пожать плечами, повернуться и скорей уйти.

Date: 2011-11-09 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Спасибо, но вообще у Вас какой-то очень мрачный жизненный опыт )

Date: 2011-11-09 04:41 pm (UTC)
From: [identity profile] greenbat.livejournal.com
Ну, наверное :)

Date: 2011-11-09 07:22 pm (UTC)
From: [identity profile] konstantin-s.livejournal.com
Чему уподоблю такой мрачный жизненный опыт? - Бородатому мужчине в длинной черной одежде )

Date: 2011-11-09 03:56 pm (UTC)
From: [identity profile] d-erevo.livejournal.com
Хм... Догматика по такой аналогии подобна камасутре - она как раз и показывает, как это, любить:)

Date: 2011-11-09 05:12 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Нет, аскетика. Догматика тогда - это анатомия.

Date: 2011-11-09 04:01 pm (UTC)
From: [identity profile] zoa-mel-gustar.livejournal.com
Ну по ссылке автор просто рассказывает, во что он сам верит. Сомневаюсь, что есть какой-то другой способ ответить на вопрос "как это - верить" (да, способ, по меньшей мере, не очень хороший; но и вопрос, честно говоря, дурацкий).

Date: 2011-11-09 05:11 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
У меня стойкое ощущение, что Вам просто хочется со мной спорить. Оно особенно усиливается тогда, когда спорить, на самом деле, не о чем. ) Да, автор рассказывает, но он лишь избрал этот способ для того, чтобы ответить на вопрос. Я избрал другой способ - объяснение через аналогию. Изначально оговорил, что и он может быть не вполне удачным. И?

Date: 2011-11-09 05:28 pm (UTC)
From: [identity profile] zoa-mel-gustar.livejournal.com
Отнюдь. Впрочем, если коммуникации у нас не получается, то лучше я помолчу.

Date: 2011-11-09 09:18 pm (UTC)
From: [identity profile] presviter-ds.livejournal.com
Не совсем. Если бы я писал, "во что", не обошел бы темы Искупления и Евхаристии. Скорее даже - тему. Но я старался быть по возможности в рамках именно странного вопроса "как это".

Date: 2011-11-09 04:33 pm (UTC)
From: [identity profile] levs.livejournal.com

Бородатый и в длинной черной - это дьякон всия то Руси? Так я ему никогда не верил. А насчет любви и веры я думаю что сравнение не совсем удачное тк любовь обычно дело чувственное

Date: 2011-11-09 04:53 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Если под чувственностью понимать движение души, которое заставляет сильнее биться сердце, то оно вряд ли окажется лишним и в отношении веры.

Date: 2011-11-10 12:20 pm (UTC)
From: [identity profile] levs.livejournal.com
Я бы сравнил Веру не с любовью а с блаженством, впрочем это не я сказал

Date: 2011-11-10 02:19 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Тогда Вам повезло.

Date: 2011-11-09 06:28 pm (UTC)
From: [identity profile] t-vich.livejournal.com
А мне сравнение с любовью кажется очень уместным. Веру (как и любовь) нельзя вызвать самому. Веру так же нельзя обосновать, как и то, за что ты любишь человека. "За что ты любишь именно эту женщину? Вот та покладистее, красивее и моложе?.." "Да люблю просто и всё". Любят не за что-то, любят просто так. И верят не потому что вот это и вот это, а просто потому что верится так и всё тут. Именно поэтому, кстати, любой диспут на тему веры мне кажется заведомо бессмысленным.
Но многие, насколько я понимаю, за веру принимают сумму некоторой усвоенной информации, привычек, культуры и чего-то ещё. Поэтому когда что-то рушится (например, оказывается, что информация была недостоверной), рушится и такая "вера". Ага, на своём опыте знаю.

Date: 2011-11-09 07:59 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Да, но представление о предмете веры всё равно в той или иной степени основывается на сумме информации, культуры и т.п.

Date: 2011-11-09 06:30 pm (UTC)
From: [identity profile] iori-p.livejournal.com
Мне кажется вера больше сродни таланту, это дар такой- умение верить. Сердечный факт.

Date: 2011-11-09 07:56 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
дык любовь - тоже дар
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
Это прежде всего, дар(свойство), с которым, как мне представляется рождается любой человек. Все дети, по моим наблюдениям (о том говорит и личный опыт), природные пантеисты. Затем заготовка шлифуется для укладки в ложе той или другой конфессии. Вот здесь уже требуется умение.Не меньше, а возможно, больше умения требуется, чтобы перекроиться а атеиста. Если, конечно, это не тот род "атеизма", что представляет собою веру навыворот (например казенный и общеобязательный атеизм советского типа).
From: [identity profile] iori-p.livejournal.com
"Затем заготовка шлифуется для укладки в ложе той или другой конфессии"- звучит угрожающе
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
А что делать? Суровая действительность. Со знанием Символа Веры никто еще не родился. Если не шлифовать - останутся язычниками. А так, все зависит от того, в какую отделку попадут.
From: [identity profile] iori-p.livejournal.com
Не буду спорить о воспитании, но..Ложе не должно стать прокрустовым в любом случае. И с язычниками не все так однозначно- между, скажем Иосифом Волоцким и Сенекой я бы предпочел Сенеку.
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
Ну, на мой-то вкус можно, вообще, обойтись без "ложа" (не говоря уже о прокрустовом!), а, эдак, предложить всем радикальную прививку скепсиса. Однако, мало кто согласиться воспользоваться таким средством и расстаться со сладкими плодами веры. Ведь, "верить-это легко и приятно",как признается один из участников настоящего обсуждения.
From: [identity profile] iori-p.livejournal.com
Ага, в церковных лавках продавать Кьеркегора и Шестова с Бердяевым, а для особо засахренных Ницше. Зато остатки веры приобретут свойства бриллианта. -)
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
Согласен! Только явный экзистенциальный крен желательно уравновесить позитивизмом.-)

Date: 2011-11-09 06:32 pm (UTC)
From: [identity profile] vmour.livejournal.com
Да, мне тоже ближе всего эта аналогия. И, главное, позволяет даже очень далеким от веры людям приоткрыть её в самом причем главном.

Date: 2011-11-09 08:08 pm (UTC)
From: [identity profile] mayak2001.livejournal.com

А по мне так, верить-это легко и приятно. Но трудно подкреплять делами. Это примерно как маму любить. Маму все любим, но в школе усердно учиться, чтоб маме была довольна, все равно не хочется.

сумбурно

Date: 2011-11-09 08:49 pm (UTC)
From: [identity profile] al-lion-osprey.livejournal.com
Всегда чувствуешь, когда предаёшь свою веру, каким-то поступком, когда начинаешь носить ляп внутри . Вот тогда только и понимаешь, если чувствуешь свой косяк, что вера есть. Крошечная. Но радуешься, что веришь.

Date: 2011-11-10 07:36 am (UTC)
From: [identity profile] mimoshedshy.livejournal.com
Как это - не верить? :)

Как это - не верить? :)

Date: 2011-11-10 11:05 am (UTC)
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
Сначала немного непривычно, а затем весьма увлекательно.

Про черную одежду

Date: 2011-11-10 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] sergey shatalin (from livejournal.com)
Тут недавно Быков написал в снобе про то, что лучшие в черной одежде одежде они такие ... незащищенные, как библиотекарши. Неужто правда?

Date: 2011-11-10 01:44 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
Не знаю. Такие люди везде есть, мне кажется, даже в армии или полиции (только там скрести нужно дольше). И это свойство не всегда является атрибутом лучшести. Равно и наоборот. Но в целом понятно, что он хотел сказать.

Date: 2011-11-10 02:14 pm (UTC)
From: [identity profile] valenod.livejournal.com
Удивляет, насколько все это лично-субъективное далеко от того, что называл верой Иисус из Назарета.
From: [identity profile] notargon.livejournal.com
Неужели Вы знаете? И не "лично-субъективно"? Неужто втречались с Ним? Завидую!

Date: 2011-11-24 01:32 am (UTC)
From: [identity profile] brain-spb.livejournal.com
Не из желания спорить - но замечу что вера (как и любовь, собственно), как мне кажется, не нуждаются в объяснении - т.к. непосредственный эмпирический опыт таковых у человека имеется. Вне зависимости от возраста, образования и пр. Вопрос в не_назывании этого опыта соответствующими словами, в не_придании значения собственным состояниям\ощущениям\эмоциям\мыслям\поступкам\ценностям\интуициям и озарениям. То есть терминология есть и знакома - но не в приложении к себе.

И ответ на вопрос "Как это - верить?" не несет в себе передачу (разъяснения) _нового_ состояния\навыка и т.п. - то есть чего-то что требует рационального описания или структурирования.

"Как это - вкушать?" - "Да это то же самое что и жрать - только чутка по другому" :)
Page generated Jul. 22nd, 2017 04:47 am
Powered by Dreamwidth Studios