anchoret: (indisputable)
[personal profile] anchoret
Один иеродиакон заметил, что почему-то недоуменные вопросы из богослужебной практики, которые когда-то казались для священнослужитей очень важными, у современного нам служителя алтаря вызывают усмешку. Как несложно понять, вовсе не потому, что эти вопросы сейчас стали неактуальными - нет, общий строй богослужения в общих же чертах весьма мало изменился.

Есть один момент, который нельзя не учитывать при рассмотрении этого вопроса: на Руси издревле существовала проблема с отделением мух от котлет. Наши благочестивые предки в основном не отделяли внешнюю обрядовую сторону от внутреннего содержания вероучения, и считали первую едва ли не важнейшей составляющей своего исповедания. Такое отношение было обусловлено их предельно низкой степенью образованности (или хотя бы информированности) и крайне узким кругозором. Те авторитеты, что давали ответы на недоуменныя вопрошания (составители богослужебных руководств и сборников вопросо-ответов), либо недалеко ушли от тех, кому они отвечали, либо со вздохом были вынуждены опираться в своих ответах на какую-то аргументацию, ссылаясь, опять же, на какие-то письменные источники, как это принято у людей образованных, тем более, что доверие к слову писаному гораздо выше, да и само христианство есть "религия Книги", просто для определенной части наших единоверцев этой книгой вместо Библии стал Типикон. Говорю "со вздохом", потому что как бы ни хотелось им сказать, что "да забейте вы, ребята, лучше делом займитесь", любой ответ подобного рода встретил бы самое яростное возмущение собратий и навлёк бы на автора, чего доброго, даже обвинения в богоотступничестве. Отступление от параграфа опосредованно грозило и попранием государственных основ, так что и недрёманное государево око бдило за соблюдением благочиния, единообразия и рабского следования предписаниям, существенная часть которых уже и тогда была лишена какого-либо смысла.
Изредка у кого-то из "авторитетов" проскальзывают слова, вроде как, кажется, у п.Иоасафа II (уже следующего патриарха после Никона), что де "всё равно, по каким книгам служить - старым или новым", но эти редкие здравые мысли всегда тонули в общем потоке обрядоверия и поклонения букве Устава. В настоящее же время бы переживаем уникальный период церковной истории, когда и образовательный, и, как сильно хочется надеяться, культурный, интеллектуальный и нравственный уровни нового поколения священнослужителей должны бы наконец избавить их от "страха, идеже не бе страх".
Конечно, понятен страх недавних священнослужителей (или, в более широком плане, вообще неофитов) что-то сделать по незнанию не так и тем тяжко согрешить, но это, на мой взгляд, лишь свидетельство того, что они не понимают сути своей веры. Конечно, Устав церковный нужно знать, но только для того, чтобы его забыть к общему благу уверенно пользоваться им и твердо понимать, от чего в нем можно, а порой и нужно отказаться или что чем заменить. Я бы назвал это "преодолением Типикона", т.е. блаженным состоянием, когда на замечание какого-то алтарника, вчера открывшего для себя эту книгу, что что-то, видите ли, происходит не в соответствии с видением средневековых иноков южной обители, можно безмятежно ответить: "и чё?" и бесконечно мудро улыбнуться.

Date: 2011-11-30 02:49 pm (UTC)
From: [identity profile] Друкарня Вінниця (from livejournal.com)
отче, иллюстрируйте яркими примерами, пожалуйста.

From: [identity profile] vaysburd.livejournal.com
Перед анафорой двери храма, по идее, должны закрываться (хотя этого давно никто не делает), т.к. в таинстве участвуют только верные. В 8-м, если не ошибаюсь, веке к этому добавили пение Символа Веры - чтобы выгнать из храма еретиков. А еще перед анафорой совершается целование мира (хотя, опять же, в большинстве храмов только священнослужителями) - знак всеобщего примирения.
Так вот, порядок всего этого чрезвычайно логичный: сперва целование мира (т.е. всех, включая еретиков, которые должны уйти), затем "Двери двери" (хотя двери при этом никто не закрывает), а потом Символ Веры, на котором должны уходить еретики (интересно, через окно или через трубу). Разве не логичнее все то же самое в обратном порядке?
Есть и многие другие примеры, но если писать о том подробно, то и миру не вместить пишемых книг.

кстати, про "двери"

Date: 2011-11-30 06:52 pm (UTC)
From: [identity profile] krolechka.livejournal.com
У нас в приходе (маленьком, человек 20-30 в воскресенье собирается) нужно было менять входную дверь. Нужно было собрать на это деньги, так как в бюджете и там "минус" был. Думали собирать после службы, а кто-то предложил пускать "тарелку" по кругу - как раз когда произносится "двери, двери!" Смеялись, да и сейчас еще улыбки в этот момент на Литургии. :)

Date: 2011-11-30 03:34 pm (UTC)
From: [identity profile] anchoret.livejournal.com
яркими примерами чего?

Date: 2011-11-30 02:53 pm (UTC)
From: [identity profile] vaysburd.livejournal.com

Ведь за 2000 лет никто не обратил внимания, что "Отче наш" начинается обращением к Отцу, а заканчивается обращением к Троице (Отцу, Сыну и Духу).

Date: 2011-11-30 05:55 pm (UTC)
From: [identity profile] leptoptilus.livejournal.com
Точно никто? Инфа 100%? Действительно, безобразие.

Date: 2011-11-30 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] vaysburd.livejournal.com
А Вы знаете примеры, что кто-то обратил? А чё ж тогда не исправил эту явную ошибку?

Date: 2011-11-30 06:58 pm (UTC)
From: [identity profile] leptoptilus.livejournal.com
Странно, правда?

Date: 2011-11-30 02:55 pm (UTC)
From: [identity profile] mikhail-bar.livejournal.com
Да,очень яркое в этом смысле впечатление оставляет Известие учительное.
Сплошное "опасство",грозные кары,в ситуациях чисто рабочих, того не стоящих.

Date: 2011-11-30 04:22 pm (UTC)
From: [identity profile] tozhe-kot.livejournal.com
я до этого состояния "преодоления Типикона" дошла после пятнадцати лет нежной и страстной любви к нему:)

Date: 2011-11-30 06:26 pm (UTC)
From: [identity profile] dado.livejournal.com
я тут нарошно посмотрел в магистре розанове сколько кафисм читается при славословии когда их моголо бы быть 3 но у меня отняли псалтырь, и ничего, только рукой махнул, старею :)

Date: 2011-11-30 07:48 pm (UTC)
From: [identity profile] glkz.livejournal.com
напротив, это было мудро, иначе оставшаяся служба была бы безнадёжно испорчена препираниями и объяснениями с отнявшим :)

Date: 2011-12-01 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] strang-rock.livejournal.com
Только вот сегодня на утрене подумал: для того чтобы более-менее вольно с Уставом обращаться нужно его знать и тогда можно служить "аще изволит настоятель".
Page generated Jul. 22nd, 2017 04:48 am
Powered by Dreamwidth Studios