anchoret: (indisputable)
[personal profile] anchoret
Один иеродиакон заметил, что почему-то недоуменные вопросы из богослужебной практики, которые когда-то казались для священнослужитей очень важными, у современного нам служителя алтаря вызывают усмешку. Как несложно понять, вовсе не потому, что эти вопросы сейчас стали неактуальными - нет, общий строй богослужения в общих же чертах весьма мало изменился.

Есть один момент, который нельзя не учитывать при рассмотрении этого вопроса: на Руси издревле существовала проблема с отделением мух от котлет. Наши благочестивые предки в основном не отделяли внешнюю обрядовую сторону от внутреннего содержания вероучения, и считали первую едва ли не важнейшей составляющей своего исповедания. Такое отношение было обусловлено их предельно низкой степенью образованности (или хотя бы информированности) и крайне узким кругозором. Те авторитеты, что давали ответы на недоуменныя вопрошания (составители богослужебных руководств и сборников вопросо-ответов), либо недалеко ушли от тех, кому они отвечали, либо со вздохом были вынуждены опираться в своих ответах на какую-то аргументацию, ссылаясь, опять же, на какие-то письменные источники, как это принято у людей образованных, тем более, что доверие к слову писаному гораздо выше, да и само христианство есть "религия Книги", просто для определенной части наших единоверцев этой книгой вместо Библии стал Типикон. Говорю "со вздохом", потому что как бы ни хотелось им сказать, что "да забейте вы, ребята, лучше делом займитесь", любой ответ подобного рода встретил бы самое яростное возмущение собратий и навлёк бы на автора, чего доброго, даже обвинения в богоотступничестве. Отступление от параграфа опосредованно грозило и попранием государственных основ, так что и недрёманное государево око бдило за соблюдением благочиния, единообразия и рабского следования предписаниям, существенная часть которых уже и тогда была лишена какого-либо смысла.
Изредка у кого-то из "авторитетов" проскальзывают слова, вроде как, кажется, у п.Иоасафа II (уже следующего патриарха после Никона), что де "всё равно, по каким книгам служить - старым или новым", но эти редкие здравые мысли всегда тонули в общем потоке обрядоверия и поклонения букве Устава. В настоящее же время бы переживаем уникальный период церковной истории, когда и образовательный, и, как сильно хочется надеяться, культурный, интеллектуальный и нравственный уровни нового поколения священнослужителей должны бы наконец избавить их от "страха, идеже не бе страх".
Конечно, понятен страх недавних священнослужителей (или, в более широком плане, вообще неофитов) что-то сделать по незнанию не так и тем тяжко согрешить, но это, на мой взгляд, лишь свидетельство того, что они не понимают сути своей веры. Конечно, Устав церковный нужно знать, но только для того, чтобы его забыть к общему благу уверенно пользоваться им и твердо понимать, от чего в нем можно, а порой и нужно отказаться или что чем заменить. Я бы назвал это "преодолением Типикона", т.е. блаженным состоянием, когда на замечание какого-то алтарника, вчера открывшего для себя эту книгу, что что-то, видите ли, происходит не в соответствии с видением средневековых иноков южной обители, можно безмятежно ответить: "и чё?" и бесконечно мудро улыбнуться.
From:
Anonymous( )Anonymous This account has disabled anonymous posting.
OpenID( )OpenID You can comment on this post while signed in with an account from many other sites, once you have confirmed your email address. Sign in using OpenID.
User
Account name:
Password:
If you don't have an account you can create one now.
Subject:
HTML doesn't work in the subject.

Message:

 
Notice: This account is set to log the IP addresses of everyone who comments.
Links will be displayed as unclickable URLs to help prevent spam.

Profile

anchoret: (Default)
anchoret

December 2016

S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Sep. 23rd, 2017 07:38 am
Powered by Dreamwidth Studios